План урока
1. Прочитайте детям «Сказку о том, как Земля заболела».
Линк: Сказка о том, как Земля заболела
2. Побеседуйте с детьми о прочитанном.
Вопросы:
Что такое эмпатия? Приведите примеры.
Испытывали ли вы эмпатию к кому-либо? Расскажите, что вы чувствовали.
Испытывал ли кто-нибудь эмпатию к вам? Расскажите, в чём это выражалось.
Кто такие пиявища? Когда они жили? Что они делали?
Почему на Марсе и Венере не было пиявищ?
Как Земля смогла приблизиться сначала к Марсу, а потом к Венере и побеседовать с ними?
Как с Земли исчезли пиявища?
Что нужно, чтобы пиявище превратилось в эмпатика?
3. В сказке о том, как Земля заболела описывается что было бы, если бы все пиявища стали эмпатиками. Попробуем и мы вообразить разные ситуации. Попросите детей представить, что было бы, если бы…
Вопросы на размышление:
Что было бы, если бы с Земли исчезла вся пресная вода?
Что было бы, если бы с Земли исчезли все леса?
Что было бы, если бы с Земли исчезли все растения?
Что было бы, если бы с Земли исчезли все бактерии и грибки?
Что было бы, если бы с Земли исчезли все кошки?
Что было бы, если бы с Земли исчезли все насекомые?
Что было бы, если бы с Земли исчезли все хищные звери: волки, тигры, львы и т.п.?
Что было бы, если бы с Земли исчезли все травоядные?
Что было бы, если бы каждый делал всё, что ему захочется?
Что было бы, если бы с Земли исчезли все люди?
4. Попросите детей взять карточку и рассказать или показать с помощью пантомимы что было бы, если бы…
Карточки для фантазии-пантомимы:
1. Что, если бы ты был бы так же эмпатичен, как Пáтик-Эмпáтик, в то время, как все остальные остались такими же? Представь, как бы выглядел твой обычный день, если бы всё, что ты видел и слышал, ты бы тут же ощущал? Расскажи или покажи такой день пантомимой. |
2. Что, если бы ты и твои друзья были бы так же эмпатичны, как Пáтик-Эмпáтик, в то время, как все остальные остались такими же? Представь, как бы выглядел ваш обычный день, если бы всё, что вы видели и слышали, вы бы тут же ощущали? Расскажи или покажи такой день пантомимой. |
3. Что, если бы ты и твоя семья были бы так же эмпатичны, как Пáтик-Эмпáтик, в то время, как все остальные остались такими же? Представь, как бы выглядел ваш обычный день, если бы всё, что вы видели и слышали, вы бы тут же ощущали? Расскажи или покажи такой день пантомимой. |
4. Что, если бы ты и все люди на Земле были бы так же эмпатичны, как Пáтик-Эмпáтик? Представь, как бы выглядел обычный день, если бы всё, что люди видели и слышали, они бы тут же ощущали? Расскажи или покажи такой день пантомимой. |
5. Что, если бы ты попал в эпоху Пáтика-Эмпáтика, когда все люди на Земле будут эмпатичны, а ты бы был таким же как сейчас? Представь, как бы выглядел обычный день, если бы всё, что люди видели и слышали, они бы тут же ощущали? Расскажи или покажи такой день пантомимой. |
6. Что, если бы Пáтик-Эмпáтик жил сейчас и был бы твоим лучшим другом? Представь, как бы выглядел ваш обычный день. Расскажи или покажи такой день пантомимой. |
7. Что, если бы Пáтик-Эмпáтик и ты были бы лучшими друзьями и жили в эпоху динозавров? Представь, как бы выглядел ваш обычный день. Расскажи или покажи такой день пантомимой. |
8. Что, если бы Пáтик-Эмпáтик и ты были бы лучшими друзьями и жили в эпоху пещерных людей? Представь, как бы выглядел ваш обычный день. Расскажи или покажи такой день пантомимой. |
9. Что, если бы ты мог поговорить с Землёй? Что бы ты ей рассказал? Что бы ты у неё спросил? |
10. Что, если бы ты мог поговорить с Солнцем? Что бы ты ему рассказал? Что бы ты у него спросил? |
11. Что, если бы ты встретил пиявище? Что бы ты ему сказал? Что бы ты у него спросил? |
12. Что, если бы ты встретил Пáтика-Эмпáтика? Что бы ты ему сказал? Что бы ты у него спросил? |
13. Что, если бы ты был Землёй времён пиявищ? Представь, как бы выглядел твой обычный день? Расскажи или покажи такой день пантомимой. |
14. Что, если бы ты был Землёй времён Эмпáтиков? Представь, как бы выглядел твой обычный день. Расскажи или покажи такой день пантомимой. |
5. Поиграйте в игру Илито. Представьте, что старый колдун предлагает вам выбрать одну из двух необычных способностей. Обе написаны на одной карточке. Попросите детей взять карточку и прочитать, что на ней написано. Суть игры в том, что можно выбрать лишь одну из двух предложенных способностей: «или-или». Или то — или то, но не просто выбрать, а аргументировать свой выбор! И попытаться убедить в его преимуществах колдуна (судью), который дает балл тому игроку, аргументы которого были наиболее убедительны.
Карточки для игры:
быть самым сильным | знать язык зверей |
чтобы все тебя боялись | ощущать, что чувствуют растения |
быть как Марс: один, без живых существ, но и без мучителей | быть как Земля, что полна всевозможных любящих её живых существ, но с мучителями — пиявищами |
возможность купить новый телефон и компьютер, когда захочешь | возможность починить любую сломавшуюся вещь |
быть ребёнком, которого не любят, но который всё решает за себя и за других | быть ребёнком, которого все любят, но за которого всё решают другие |
быть единственным эгоистом в мире эмпатиков | быть единственным эмпатиком в мире жестоких эгоистов |
уметь принимать волну с информацией от любого существа из любой эпохи, но не уметь посылать волну с информацией самому | уметь посылать волну с информацией любому существу из любой эпохи, но не уметь принимать ответ |
возможность купить всё, что захочешь | всегда знать, что думают другие |
возможность быть невидимым, когда захочешь | умение помогать всем, кому нужна помощь |
умение проходить через стены | талант улучшать настроение, кому захочешь |
умение заставить замолчать любого | умение облегчать боль любого |
уметь летать | уметь оставаться под водой сколько хочешь |
быть хорошим взрослым | быть плохим ребёнком |
быть ребёнком, который любит других, но не любит себя | быть ребёнком, который любит только себя |
умение исчезать из любой комнаты | умение решить любое школьное задание |
Игры на развитие эмпатии у детей
https://infourok.ru/igri-na-razvitie-empatii-dlya-detey-psihologicheskie-skazki-3620236.html
НравитсяНравится
Эко-марафон: 6 уроков об экологии для детей
в блоге «Это интересно!»
http://www.tavika.ru/2019/04/eco-uroki.html
НравитсяНравится